Rambler's Top100
  Современная архитектура  
 

Небоскребы мира

Архитектура церквей

Религия и модернизм, на первый взгляд, кажутся нам антагонистами, Религия - это воплощенная традиция, "застывшая история", Со времен Никейского собора до Реформации христианская церковь отличалась постоянством, доведенным до крайнего педантизма: тот, кто призывал к реформам прежде, чем примет папский сан, нередко оказывался на костре. А вот у модернизма - репутация "воинствующего безбожника": марксизм и анархия были такими же проявлениями авангарда в политике, как "Дом Наркомфина" и "Фабрика-кухня" - в архитектуре. Насколько исторична церковь, настолько же футуристична современная архитектура.

Однако история XX столетия, полная трудных ошибок и горького опыта, сняла острые противоречия. И древние конфессии, и современное искусство утратили прежнюю уверенность и беспринципность. Художники экспериментально убедились, что "если нет бога - то все позволено", поэтому фантазии оборачиваются антиутопиями, а культурные пепелища - не лучший фундамент даже для самых гениальных проектов. Церковь же отказалась от прежнего догматизма, вернувшись к добродетелям терпимости и всепрощения: в самом деле, на фоне бездуховности, возведенной в принцип, так ли уж важны догматические разногласия? И если бог пребывает в вечности, принципиальны ли исторически сложившиеся каноны? На рубеже третьего тысячелетия искусство и религия снова стали союзниками, Вместе с архитектурой они ищут новые образы, убедительные для постиндустриальной эпохи.

Церковь Святого Петра (L'eglise St. Pierre)

Архитектура церквейФирмини, Франция. Проект архитектора Ле Корбюзье.

Это здание было завершено через пять лет после смерти его автора: церковь Святого Петра в общине Сен-Этьен - последнее творение Ле Корбюзье, завершающее трилогию, в которую входят капелла Нотр Дам в Роншам и монастырь Ля Туретт близ Лиона, которые признаны главными достижениями культового зодчества XX столетия. Великий архитектор успел завершить все детали, однако возникшие в процессе реализации трудности не позволили ему завершить проект. В 2002 году благодаря средствам, собранным и пожертвованным Ассоциацией имени Корбюзье для храма Фирмини-Вер. метрополия Сен-Этьена, ставшая собственником земельного участка и церкви, смогла объявить, что строительство церкви является "интересом общины", и год спустя работа возобновилась.

Архитектура церквейФорма здания напоминает 25-метровую пирамиду с квадратным основанием, переходящую в высокий усеченный конус. Легкость основания пирамиды, с четырех сторон которой созданы широкие эркеры, контрастирует с массивной вершиной, отделанной грубым бетоном. Помещение в нижней части церкви предназначается для организации приходской жизни, кроме того, там будет размещен филиал музея современного искусства Сен-Этьена. Культовое пространство, где проходят богослужения, находится ближе к небесам, на верхнем уровне здания.

Церковь Святого Лика (Chiesa del Volto)

Архитектура церквейТурин, Италия. Проект Марио Бота

Решение возвести религиозный центр в бывшем "рабочем поместье" Виа Боргаро было принято кардиналом Северино Полетто, архиепископом Турина. На месте сталелитейных заводов возведена церковь Плащаницы Христа: новому приходскому комплексу предстоит собрать службы, прежде разбросанные по всему городу. Помимо главного зала здесь нашлось место для подземного конгресс-холла, офисов и апартаментов, будничных молелен и кабинета приходского священника.

Архитектор Марио Ботта сохранил старую трубу сталелитейного завода, превратив ее в колокольню. Окруженная спиралевидной конструкцией из тонкой стали, напоминающей о "терновом венце", отныне она увенчана крестом.

Архитектура церквейСемиугольное здание церкви окружено семью же башнями, к которым примыкает нижняя часть капелл. Благодаря усеченной вершине, башни и капеллы выполняют функции второго света. Кроме того, архитектором создано специальное панно, символизирующее Плащаницу: при дневном освещении игра света и тени проецирует на него символический образ Христа.

Церковь Святой Розарий (Holy Rosary Church)

Архитектура церквейСанкт-Амант, США. Проект Trahan Architects

Церковь Святой Розарий воздвигнута в Санкт-Аманте, одном из католических приходов Луизианы. Композиция, созданная Виктором Ф. Трэхеном III, членом Американского института архитекторов, - чистейшая эксплуатация формы, функции, фактуры и естественного света.

Кроме того, автор проекта визуально разделил "духовную" и "светскую" зоны комплекса. Светские компоненты - это линейные или краеугольные здания, окаймляющие внутренний двор, в центре которого располагается молельное помещение.

Архитектура церквейВ дизайн интерьера молельни заложена концепция самого чистого и священного пространства, дающего жизнь: материнского чрева. Помещение не ориентировано ни вверх, ни вниз, и все стороны имеют равноправное значение. Одного и того же размера стены и потолок выполнены в одинаковых цвете и текстуре: "пространственная ориентация" вызывает ощущение таинства. Дневной свет просачивается сквозь множество незаметных отверстий: источник остается незамеченным. Кроме того, в единственном проеме находится стеклянная дверь, преломляющая лучи света, как линза.

Капелла Бигелоу (Bigelow Chapel)

Архитектура церквейНью-Брайтон, США. Проект Hammel, Green and Abrahamson, Inc.

Новая капелла Бигелоу при Объединенной богословской семинарии в Нью-Брайтоне - первый религиозный проект архитекторов Джоан М. Соррано и Джона Кука. Заказчик, президент семинарии Вильсон Йейтс, поставил перед архитекторами задачу создания вневременного, экуменистского пространства, созвучного "различным людям, переживающим свои собственные духовные, глубоко внутренние жизни". (Экуменизм - движение христиан,основанное на идее достижения религиозного единства всех течений, ответвлений христианства.)

Неудивительно, ведь посещающие семинарию учащиеся, преподаватели, сотрудники и просто посетители различны по своим религиозным убеждениям и принципам. В здании площадью 5300 кв. футов помимо прочего предстояло разместить также галерею, притвор, капеллу и колокольню.

Архитектура церквейВ здании-"коконе" архитекторы смогли выразить "триединство" тепла, уюта и света. Этого удалось достичь, обернув помещение в деревянную фактуру: покрытие из наборного клена создает навес над молитвенным залом и святилищем из шести вертикальных "волнообразных" панелей, набегающих на западную стеклянную стену.

Новая апостольская церковь (New Apostolic Church)

Архитектура церквейЦухвиль, Швейцария. Проект Smarch Architects

Новая церковь в Цухвиле, расположившаяся рядом с железнодорожной станцией Золотурн, своей формой категорически отличается от традиционных. Здание воздействует не привычными декоративными средствами, а пластикой формы и света. Архитекторы представили церковь как конечную точку далекого пути: у церковного алтаря земные дороги заканчиваются, меняя направление с горизонтального на вертикальное.

Архитектура церквейПервое, что видит посетитель при входе в здание, - сверкающий во мраке алтарь: ярко освещенный дневным светом, он открывается как некий экран. Одна из главных ролей в интерьерном решении отдана искусственному и натуральному камню в самых разнообразных его состояниях: натертые до блеска поверхности опалубки, отмытый бетон, кристаллический силикат на входной глазури... Декоративный гравий из местной реки одаряет бетон теплым серым цветом, придавая ему сходство с горной породой. Выстроенный в самом буквальном смысле слова "на камне", интерьер отдаленно стилизован под пещеру: прибежище первых христиан...

Капелла святого Креста (St. Croix Chapel)

Архитектура церквейМиннесота, США. Проект Kodet Architectural Group

"Всестороннее образование, духовное, интеллектуальное и физическое развитие студентов" - так определяет свою миссию Лютеранская высшая школа Святого Креста в Миннесоте. Долгое время свои благие намерения семинария реализовывала в невысоком кирпичном здании 1950-х годов, однако недавно архитектурный комплекс учебного заведения был существенно дополнен - благодаря крупному пожертвованию анонимного благотворителя возведена новая капелла.

Как известно, "целое - это нечто большее, чем сумма частей", и капелла Святого Креста вполне подтверждает этот тезис. Авторы проекта использовали многие современные приемы: активное применение стекла и металла, простые геометрические формы. Тем не менее здание не выглядит штудией современного архитектора на религиозную тему.

Архитектура церквей "Сумма" современных элементов неожиданно вызывает средневековые ассоциации. Строгий, сдержанный облик здания с облицованными медью фасадами, узкими длинными окнами и двумя световыми колодцами напоминает европейские храмы романской эпохи или церкви первых протестантских переселенцев, противопоставлявших барочной избыточности католицизма холодную, аскетическую сдержанность.

Капелла этнического искусства Святого Генриха
(St. Henry's Ecumenical Art Chapel)

Архитектура церквейТурку, Финляндия. Проект Матти Санаксенахо (Matti Sanaksenaho)

Капелла экуменического искусства Святого Генриха возведена на острове Хирвенсало, что на юго-западе Финляндии. Ее создатель, архитектор Матти Санаксенахо, противопоставил дерево и медь, свет и тени. Здание напоминает корабль, перевернутый вверх дном: облицованное яркой медью, оно резко контрастирует со своим естественным окружением, густыми соснами и елями. Однако время должно все расставить на свои места: благородная патина поможет зданию войти в гармонию с окружающим ландшафтом.

Небольшое, наполненное дневным светом фойе ведет в коридор, где царит полумрак, но из него можно снова попасть в ярко освещенное пространство молельного зала: два высоких окна в восточном конце церкви бросают свет на алтарь. Галерея и капелла составляют единый объем; завершает эту каноническую ось алтарь. Минималистичный интерьер церкви почти полностью выполнен из дерева с точечной подсветкой.

Архитектура церквейПатинированный алтарь - одна из последних работ академика и скульптора Каина Тапера, а в самом алтаре разместилось произведение художника Хану Конола.

Источник: Журнал "Архидом"





Главная

Небоскребы

Архитектура

Архитектурные стили

Фотогалерея

Строительство

 

 

 

 

 

Статьи партнеров





         

         Rambler's Top100